| Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru
«Битва народов» через 200 лет В октябре 1813 года под саксонским городом Лейпциг решалась судьба Европы. За всю военную историю еще ни разу в одном месте не собиралось такого количества войск. Полмиллиона солдат десятков национальностей три дня бились в самом кровопролитном сражении до этого времени.
В «Битве народов», как окрестили эту эпопею современники, союзными войсками была окончательно разгромлена Великая армия Наполеона. В составе союзных войск русская армия была наиболее многочисленной. В этой битве в ее рядах находились два астраханских полка - гренадерский и кирасирский. Здесь же был и конный полк князя Тюменя, набранный из калмыков Астраханской губернии. Как и в Бородинском сражении, астраханские полки находились в самом пекле этой грандиозной битвы. Исход сражения решался в центре у селения Вахау, южнее Лейпцига. В этом пункте Наполеон пытался прорвать центр союзных армий, а будучи выдающимся артиллеристом, сосредоточил для этого мощную батарею из 100 орудий. Огонь батареи расчищал путь элитным полкам французской пехоты и кавалерии. Первоначально наступление французской армии развивалось успешно, Наполеон бросил в прорыв огромные массы тяжелой конницы, которая, все сметая на своем пути, глубоко вклинилась в боевые порядки союзников. Французский император даже приказал бить в колокола в Лейпциге, торжествуя свою победу. Участь этого генерального сражения, а вместе с ним и судьба войны висела на волоске. Русский император Александр I, находившийся в центре боевых позиций, приказал закрыть появившуюся брешь в линии войск резервным 3-м гренадерским корпусом генерала Раевского. В составе этого корпуса находился астраханский гренадерский полк под командованием генерал-майора Максима Ивановича Дамаса, француза по происхождению. Ценой больших потерь корпус Раевского выполнил свою задачу. Сам Николай Николаевич Раевский был ранен пулей в грудь. В астраханском полку более двухсот солдат выбыло из строя, но главное - французы были остановлены. Не уступали гренадерам и астраханские кирасиры. Кирасирский полк входил во 2-ю кирасирскую дивизию, находящуюся также в центре союзной армии, которой командовал генерал Н.В. Кретов. Во время сражения Кретов получил тяжелую контузию в голову, а командир астраханского кирасирского полка генерал-майор Каратаев был тяжело ранен и позже от ран скончался. Полк понес серьезные потери, но за доблестное участие в сражении второй дивизион полка получил особую награду - серебряные трубы. В два последующих дня битвы русская армия перешла в наступление. И несмотря на все усилия Наполеона, его армия была разгромлена. Около 100 тысяч воинов с обеих сторон осталось лежать на равнинах вокруг Лейпцига и в самом городе. Путь союзным армиям на Париж был открыт.
Прошло 200 лет после Лейпцигской битвы. И на месте эпохального сражения вновь загремели пушечные и ружейные выстрелы, вновь зазвенели клинки и ударили барабаны, вновь зазвучала речь на многих языках. 20 октября 2013 года более чем 6000 военных реконструкторов из 24 стран мира разыграли новое Лейпцигское сражение. К счастью, на этот раз без жертв.
Это была самая масштабная военная реконструкция, которая когда-либо проводилась. Расположившись на огромном поле, под взглядом десятков тысяч зрителей, униформированные любители военной истории устроили поистине грандиозное зрелище, которое невольно переносило присутствующих в наполеоновское время. Не остались в стороне от этого юбилея и российские военные клубы. Десятки автобусов и частных автомашин из Москвы, Петербурга и других городов России, заполненные военной формой холодным и огнестрельным оружием той эпохи, двинулись на Лейпциг, не без труда проходя российскую таможню.
Впервые я попал на подобную реконструкцию сражения, а это была битва под Ватерлоо, в далеком 1995 году. Как сильно качественно отличалось тогда обмундирование и вооружение российских реконструкторов от их западных коллег. Мы с неподдельной завистью смотрели на великолепную экипировку реконструкторов из других стран, которую тогда даже близко не могли себе позволить. И прекрасно расшитые золотом мундиры из великолепного сукна, и гренадерские шапки из натурального медвежьего меха, и кремневые ружья, стреляющие не хуже настоящих, все вызывало у нас настоящий восторг. Сегодня такой разницы уже не чувствуется. Российские реконструкторы не хуже, а порой и лучше обмундированы и вооружены, чем остальные. А уж привезти в Германию пушки с лафетами за две тысячи километров могли только русские.
На реконструкции Лейпцигского сражения из Астрахани нас было двое. Целый год я и мой друг Олег Юльговский готовились к этой поездке. Необходимо было изготовить целый перечень вещей, отражающих то время, нужных для жизни в лагере и на поле сражения. А так как у Олега просто «золотые руки», с этой задачей мы вполне справились. Труднее было раздобыть необходимое сырье, употребляемое в той эпохе: кожа соответствующей выделки, сукно специального цвета, наконец, конский волос нужной длины. Даже обыкновенные нитки должны быть исключительно из натурального волокна, без какой-либо синтетики. Покончив с униформой, оставалось решить проблему с получением визы в Германию. Так как приглашение на юбилей от немецкой стороны было исключительно общего характера, каждый реконструктор сам решал вопрос, как добираться до Лейпцига. С визой помогла туристическая фирма «Пегас», затем бросок с полной выкладкой на Санкт-Петербург, а оттуда автобусом на Лейпциг. Все, разумеется, за собственный счет.
В Германии погода не подвела было ни холодно, ни жарко. А главное, не было дождей. 200 лет назад природа была не столь милостива для воинов - было прохладно, ветрено и сплошные дожди. Намокший порох не давал возможность вести беспрерывный огонь. В этот раз порох хорошего качества раздавали организаторы мероприятия, через границу его, конечно, никто не вез. Устроились, как всегда, в привезенной с собой армейской палатке на заранее выделенном плацу. С немецкой точностью и педантичностью реконструкторы были снабжены соломой, дровами и даже специальным проспектом с информацией и картой ближайшей местности.
Итак, астраханцы вновь на историческом поле. Берет гордость за наш старинный и славный город, в честь которого были названы два из лучших полков российской армии. Память о них запечатлена на двух мраморных досках, установленных в русском храме-памятнике в Лейпциге, открытом в 1913 году. А на первой мраморной доске надпись: «Памяти 22000 русских воинов, павших под Лейпцигом за освобождение Германии». Но вот факт, что в обширной статье центральной берлинской газеты «Berliner Zeitung», вышедшей на следующий день после проведения реконструкции сражения, совсем не говорится о русских. Перечисляются чуть ли не все участники этой битвы, но только не русские, хотя именно они 200 лет назад заплатили за победу на немецкой земле самую высокую цену. И этот факт лишний раз напоминает, что только мы сами должны заботиться о своей великой истории. Кроме нас, с позитивной стороны она никому не нужна. Можно поднять экономику и на хороших автомобилях ездить по хорошим дорогам, можно сделать жизнь сытнее, но если лишить народ его истории, такой народ, в конце концов, обречен.
Нам нельзя допустить этого. Наша история - это и наши победы, и наша гордость. Мы должны помнить и гордиться нашими предками, которые совершали великие деяния во славу своего Отечества.
|